Ансамбль центра села Шухомош (с. Шухомош)

object (16)Село Шухомош, что стоит в пяти километрах от города Фурманов, на речке Шухомке — одно из древнейших селений нашего края. Первое упоминание села относится к 1458 году, в духовном завещании О.Д. Акинфова «…Идучи на службу Великого Князя, на Вятку, пишу грамоту душевную (завещание, примеч. автора) в моѐм целее уме, у кого что взяти, кому ми отдати…». В 1951 году к северо-востоку от села, на склоне большого холма, при добыче гравия, были обнаружены костяк человека в сидячем положении, три сосуда вставленные один в другой и каменный топор фатьяновского типа 2 тыс.до н. э. Находили подобные топоры в этих местах и позже, в 1958 году (хранится в музее Д.А. Фурманова) и в 90-х годах того же  20 века.

По государевой жалованной грамоте 1624 года село  на  реке  Шухомке  отказано  боярину Алексею Зюзину «за Московское царя Васильеве сиденья изъ его старого поместья… а в селе на госуд. земле ц-вь Николы чуд. деревянна вверх-ь, да церковь Ивана Предтечи древяна клетцки, а въ церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье вотчинниково…». Как следует из записи 1645 года, Предтечинская церковь была довольно редким для деревянного зодчества того времени храмом – с тремя главами и «колокольницей в два колокола».

В 1675 году Шухомош (как и Середа-Упино) принадлежало Григорию Сунгалиевичу Черкасскому, а с конца 17 века роду князей Барятинских. Именно с фамилией княжеского рода Барятинских связано возникновение в селе мануфактуры, просуществовала она правда не долго.

Долгое время Шухомош было крупным административным центром (упоминается как стан). Сейчас главная достопримечательность Шухомоши, ставшей совсем небольшим селом в одну сбегающую к речке улицу, — громада Предтеченской церкви, построеннной в 1788 году на средства прихожан. Позднее в содержании храма помогал Середской помещик Г.Грудев.

Церковь расположена на возвышенном месте в окружении деревьев. Необычайно стройная и высокая колокольня служит эффектным вертикальным акцентом в широком равнинном пейзаже. По своим формам, силуэту, размерам и общей композиции она сильно напоминает Палехскую Крестовоздвиженскую церковь (1693 г.). Особенно хороша устремлѐнная ввысь колокольня с крошечной луковкой на шатре. В 19 веке колокольня была окружена арочной галереей – чрезвычайно редкий случай в церковной архитектуре. Внутри храма существует и редкий иконостас, написанный на восточной стене в конце 18 века, такие иконостасы характерны для ростовских церквей, появившиеся там по велению митрополита Ионы Сысоевича, и вполне вероятно, что Шухомошский храм расписан именно мастерами из Ростова – Великого.

Во 2-й половине XIX века колокольню окружили галереей. На  рубеже  19-20 веков к северо-западу от церкви построена совсем небольшая сторожка, контрастирующая с огромным храмом. Стены обоих сооружений кирпичные, побеленные по кладке.

Архитектура церкви характерна для Верхнего Поволжья своим следованием традициям допетровского зодчества с использованием отдельных элементов барокко. Крутую четырехскатную кровлю очень высокого двусветного четверика завершают пять чешуйчатых луковичных глав с перехватом, поднятых на цилиндрические барабаны (центральный световой). Удлиненный суженный полукруглый алтарь (как и трапезная, он намного ниже четверика) изначально завершала высокая кровля килевидного профиля.

Асимметричность плану придают южный придел трапезной, из-за чего она значительно сильнее выдвинута к югу, чем к северу, а также постановка колокольни по оси трапезной, а не по оси храма. Над основанием колокольни — двухъярусным четвериком со скругленными углами — поднимается огромный восьмигранный столп, цельность которого подчеркнута отсутствием всяких членений. Небольшой ярус звона с арками завершен очень высоким шатром с четырьмя рядами слухов (нижние — сдвоенные пятиугольные, средние — той же формы одинарные, верхние — круглые).

В верхней части стен четверика, ограниченный двумя карнизами, проходят пояса в пять кокошников: над каждым из них — лежачая прямоугольная   накладка.

Северная и южная стены разделены лопатками на три прясла, в которых размещены окна с лучковыми перемычками и такими же бровками. Карнизы алтаря и трапезной включают многорядную пилу и пояс ступенчатых консолек. Пилоны галереи-аркады вокруг колокольни украшены ширинками; замковые камни в плоских полукруглых архивольтах арок упираются в многоярусный фриз с мелкими дентикулами.

У северо-западного угла трапезной устроена внутристенная лестница (вход снаружи). Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом; алтарь — коробовым, переходящим в конху; трапезная и придел, разделенные столбом- пилоном и переброшенными на него арками, — полулотковыми сводами. Изображение иконостаса на восточной стене, выполненное клеевыми красками в последней четверти 18 века, — оригинальное произведение русского монументального искусства (в нижней части стены живопись утрачена). Живописные имитации иконостасов на восточных стенах, встречающиеся в 17 — начале 18 веков, не имели широкого распространения, для конца 18 века подобная роспись выглядит тем более архаично.

В отличие от рисованных иконостасов в Ростове в 17 веке, здесь написаны не только иконы, но и архитектурная основа. Святые на этих «иконах» выполнены в духе древнерусской живописи 17 века, формы завершения иконостаса — классицистические.

Роспись представляет три верхних яруса иконостаса: пророческий, праотеческий и необычный по своему содержанию третий — здесь представлены святые князья и воины. Нетрадиционны и средние иконы на всех ярусах: «Сошествие во ад» в пророческом, «Воскресение» в праотеческом и «Саваоф» в «княжеском». Ярусы разделяются гризайльными карнизами; между сюжетными композициями, парными и одиночными (крайние оси) изображениями святых написаны золоченые резные колонки, эффектно выделяющиеся на фоне икон в зеленоватых тонах. Наиболее оригинальна часть росписи на восточном лотке свода. Над иконостасом в центре написан ступенчатый аттик, на фоне которого, в полуциркульной раме, — «Тайная вечеря», а в завершении — крупное изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Эту группу фланкируют четыре медальона с композициями страстного цикла: овальные на аттике и расположенные рядом круглые на постаментах. Медальоны изящно обрамлены ветками лавра и лентами. По их сторонам — гризайльные церковные атрибуты. Целостному восприятию росписи мешают деревянные балки, оставшиеся от позднейшего иконостаса. Стенопись клеевыми красками на остальных стенах, на своде и в алтаре характерна для середины XIX века.

В композициях здесь уже ощутима позднеакадемическая манера письма, в декоративном орнаменте на западной стене прослеживаются слабые отголоски барокко. Утрачена почти вся живопись свода и нижней части западной стены. В верхней части восточного лотка написан Саваоф, на других — архангелы. На боковых стенах росписи расположены в три яруса. Между окнами второго света — крупные изображения евангелистов; под окнами в фигурных обрамлениях выполнены  евангельские  сюжеты  и  небольшие  композиции  из  жития   Иоанна Предтечи, отвечающие названию храма. Наибольший интерес представляют композиции нижнего яруса (между окнами первого света), где изображены гризайльные библейские и евангельские атрибуты. На западной стене в два яруса расположены евангельские сцены. В апсиде в конхе «Новозаветная Троица», на западной стене — «Тайная вечеря».

Сторожка — квадратная в плане приземистая постройка, характерная для утилитарных сооружений в кирпичном стиле. Огибающие широкие лопатки на углах фасадов плавно сливаются с фризом, на который наложены широкие ступенчатые консоли. Такая трактовка превращает поле стены в большую лежачую филенку. Простейшие рамочные наличники проемов с лучковыми перемычками напоминают барочные. Вход на северном фасаде ведет в единственное помещение. Ныне сторожка не является объектом культурного наследия.

Престолов было два: в честь Зачатия Святого Иоанна Предтечи и святителя Николая.

В 1930-е годы храм был закрыт. Долгое время использовался как склад. В 2004 году был возвращѐн Русской Православной Церкви.

Адрес: Ивановская область, Фурмановский муниципальный район, с. Шухомош.